Кто придумал названия семи нот? Знакомые каждому названия
нотной гаммы - от "до" до "си" -
были в XI веке введены в обиход
монахом-бенедиктинцем Гвидо
Д'Ареццо и обозначали первые
слоги слов молитвы к Иоанну
Крестителю. В ней содержалась
просьба о сохранении силы голоса:
"Дай нам чистые уста, св. Иоанн,
чтобы мы могли всей силой своего
голоса свидетельствовать о чудесах
твоих деяний":
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
SAncte Ioannes.
Первая нота "ут" изменила свое
название на более благозвучное
"до" в XVII веке, последняя же,
"си", хоть и не вполне согласуеться
с первым слогом имени святого,
но так удобнее петь. Для указания
требуемой высоты тона Гвидо
использовал левую руку. Кончики и
суставы каждого пальца означали
определенный звук. Это позволяло
ему показывать хору, какие ноты
петь.