Нашла интересную статью...она, правда, больше по фотографии... но фотки красивые...да и полезно, я думаю, поитать будет...
«Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз». На самом деле вовсе даже и не в зимнюю, а летом, и не в мороз, а в жару, и не из лесу, а из метро, и не я, а мы. И вышли на поляну Тушинского аэродрома, где уже много-много лет (кажется с 1997 года) проходит выставка старинных, тюнинговых, превращенных в звуковые студии и шедевры аэрографии, а также просто редких и красивых автомобилей - «Автоэкзотика». Зрелище, особенно в первый раз - незабываемое. Легендарные названия, умопомрачительные цены, потрясающий звук, блестящие крылья и капоты невообразимых форм и расцветок – затягивает мгновенно и навсегда. А если на это накладывается любовь к машинам вообще, то довольно быстро превращается в манию. Кто-то начинает собирать машины, кто-то модели тех машин, которые собирает первая категория, кто-то вдруг чувствует себя Шумахером, а кто-то делает десятки кадров «Я и Феррари», «Я и Ягуар», «Я и красивая-тачка-не-понял-как-называется».
Денег на коллекционирование авто у нас не было и нет; моделей тех машин, которые были нам интересны, не попалось; шумахерить по улицам Москвы сильно мешает ГИБДД и вечные пробки; – в результате нам достался последним пункт из вышеописанных возможностей. А так как еще в самом начале нашего увлечения фотографией нам сильно не нравились фото типа «Я на фоне пальмы», мы пошли другим путём.
Начинали, естественно, как и все с общих планов – «щелкали» все красивое и необычное подряд. Первых же результатов подобной съемки было достаточно, чтобы понять что красивая машина – это красивая машина, а хорошая фотография – это не только яркий объект съемки, но и умение снимать. Наличие необычной машины в кадре ни в коем случае не является показателем хорошей фотографии. И какой бы красивой, необычной, тюнингованной машина не была, в смысле фотографии подобные любительские карточки годятся лишь на обои для десктопа компьютера или картинки в комнате для водителей.
Но уже в первый раз, почти случайно, сделали свой авто-портрет в отражении на крыле старого автомобиля. Причем на то, что получилось, всерьёз обратили внимание намного позже, обрабатывая (точнее пытаясь обрабатывать) свои фотографии. Видимо тогда и возникло ощущение, что, с точки зрения фотографии, детали автомобиля гораздо интереснее и выразительней, чем общий вид даже самых незаурядных машин.
Постепенно, со временем и накоплением фотоматериала стали приходить к убеждению, что через фотографию автомобиля можно выразить любой традиционный фотографический сюжет – жанр, портрет, репортаж, натюрморт, пейзаж, ню и т.д. и т.п. Главное в этом вопросе – фантазия автора, и желание не просто посмотреть на красивые машины, а «увидеть» машину, почувствовать ее характер, поймать и постараться передать в фотографии собственное восприятие и настроение.
Техническая сторона вопроса авто-съемки мало чем отличается от фотографии в целом. Единственно, что считаем абсолютно необходимым – это поляризационный фильтр! Обратите внимание на фотографии в автомобильных журналах – в основном это ровно окрашенные поверхности без бликов и отражений. Добиваются такого эффекта различными хитрыми способами, вплоть до накрывания машины специальным матовым куполом и/или сложного студийного освещения под строго выверенными углами. Т.е. условия журнальной съемки, как правило, студийные, причем по техническому оснащению намного более сложные и дорогостоящие, чем простая портретная съемка. Зачастую бюджет такой съёмки сравним со стоимостью снимаемой машины.
Поскольку и мы, и вы в большинстве своем, являемся фотографами-любителями, будем исходить из реальных возможностей. В любительской съемке трудно ожидать, что кто-либо ради вашего хорошего кадра даст затолкать свою дорогущую машину в какую-то непонятную палатку, обставить штативами со светом, фонами, отражателями и часа четыре бегать вокруг нее с камерой. Поэтому одним из основных инструментов можно использовать то, что является помехой в профессиональной студийной съемке – блики и отражения. В нашей с вами ситуации такие помехи надо не уничтожать, поскольку это все равно не возможно в «полевых» условиях, а заставить работать на задуманный сюжет. Для этого поляризационный фильтр вещь абсолютно необходимая!
Другой технический аспект – наличие многочисленных отражений и бликов практически наверняка собьет с толку любую автоматику. Но в случае цифрового фотоаппарата на помощь приходит гистограмма, индикация пересветов и экспокоррекция. С помощью этого нехитрого, но очень результативного инструментария, легко можно добиться почти идеальной экспозиции практически в любых условиях – хотя бы методом проб и ошибок. На камерах без гистограммы можно посоветовать использовать точечный или частичный экспозамер – и «наводиться» по самым светлым частям изображения.
....однако вернёмся к фотографии. Попробуем в меру своих сил структурировано ответить на вопрос «Что снимать в автомобиле?», дабы потом каждый мог скомбинировать эти составляющие в наиболее удобном ему сочетании.
ПОВЕРХНОСТИ И ФАКТУРА:
Хотя в современной автотехнике довольно редко присутствуют красиво шершавые поверхности, не стоит списывать фактуру из арсенала авто-фотографии. Например, хорошо смотрятся контрастные сочетания идеально гладких лакированных или хромированных покрытий с какой-либо «посторонней» фактурной поверхностью – бетонный пол и/или кирпичная стена на заднем плане. На самом деле вариантов различных авто-фактур великое множество – это и резина, и элементы салона, кожа на руле и сиденьях и т.д., и т.п. Надо только увидеть выигрышную фактуру и правильно вписать её в общий замысел картинки.
Большой простор для работы с поверхностей дает съемка мотоциклов, поскольку практически в любом современном мотоцикле присутствует совмещение разноплановых фактур: кожи, хрома, окрашенных поверхностей. И, конечно, хорошим объектом в данном виде съемке являются выставочные автомобили с аэрографией. При съемке таких машин можно очень удачно сочетать изгибы и изломы поверхностей с элементами нанесенных на них или соседние детали рисунком.
Сами гладкие крашеные и хромированные поверхности так же предлагают огромный простор для фантазии различными сочетаниями цветов, бликов и отражений.. Автомобильный дизайн, кроме упомянутых выше имиджевых «чемоданов», предполагает наличие разнообразнейших форм поверхностей. Что бы подчеркнуть эти формы – важно получить цветовой и/или яркостный контраст переходов из одной плоскости в другую. Тут нам на помощь и приходит поляризационный фильтр! А мы плавно переходим к следующему элементу:
ОТРАЖЕНИЯ:
Вот где раздолье авто-фотографу!!! Можно снимать отражения в стёклах, зеркалах, можно - в крыльях и капотах, да практически любая внешняя поверхность автомобиля при правильном использовании поляризационного фильтра позволяет построить при съемке сюжет с отражением. Отражения человека (возможно постановочные), окружающего пейзажа, неба, жанровых сцен, других авто, да чего душе угодно! А поляризатор позволяет подчеркнуть нужные части отражений и притушить лишние.
Очень хорошо получаются отражения графичных и, если можно так выразится, «ритмичных» объектов, столбов, домов, проводов и т.д. Обычно они отражаются в перспективе и создают объём и динамику в кадре.
Есть один важный момент, о котором не стоит забывать при съемке деталей машин крупным планом, и, особенно при съемке отражений. Любая пыль, частички грязи (даже самые мельчайшие) отпечатки чьих-нибудь лапок, прилипшие травинки – которые незаметны при общем осмотре машины – неизбежно «вылезут» при печати фотографии. И далеко не всегда подобные лишние детали можно заметить и безболезненно убрать при предварительной обработке кадра. Поэтому на авто-сессию необходимо брать с собой мягкую тряпочку или кусочек замши, чтобы тщательно протереть деталь перед съемкой. Естественно с разрешения хозяина машины. Как правило, владельцы выставочных машин доброжелательно относятся к тому, что их детище снимают. Особенно если съемка имеет «серьезный» вид – со штативом и кучей предварительных приготовлений. У нас, как правило, никогда не возникало проблем с хозяевами (некоторые даже сами помогали протирать свою машину перед съемкой, и включали нужные нам световые сигналы).